"Добрыня", "Алёша" и "Илюша" — опытные трактора, о которых вы не знали

Историю отечественных тракторных заводов можно изучать бесконечно, постепенно погружаясь всё глубже в неизвестные этапы жизни того или иного производителя.

О тракторах вообще пишут мало, а тем более о перспективных разработках, которые появились в определенный момент, а потом ушли в небытие.



Сегодня я расскажу вам про перспективные разработки Алтайского Тракторного завода конца 90-х годов. Вы познакомитесь с тракторами "Добрыня", "Алёша" и "Илюша".

Названия, конечно, предельно забавные. Вероятно, на заводе хотели использовать имена русских богатырей, чтобы показать мощь новых тракторов.

Самые большие надежды возлагались на гусеничный трактор 4-5 тягового класса Т-408 Добрыня. Единственный прототип был изготовлен в 1998 году и оказался довольно неплохой и перспективной машиной.

Вот только дизайн оказался довольно спорным. Создавалось ощущение "кривости" трактора, создаваемое, в первую очередь, кабиной с наклоненной передней стойкой.

Она как-то уж очень плохо сочеталась с покатым капотом, поэтому красавцем "Добрыню" назвать вряд ли получится.

Спереди был установлен дизельный двигатель Д-461-13И мощностью 150 л.с. Он обеспечивал рабочий диапазон скоростей от 3 до 15 км/ч при движении вперед и 4,7 до 10 км/ч при движении назад.

Трактор весил 11 тонн и достигал в длину практически 6,5 тонн. Информации по нему сохранилось не так много, но мне удалось на Ютубе откопать оригинальные съемки, где вы можете увидеть Т-408 в движении и даже посмотреть, как выглядела кабина изнутри.



Более компактной разновидностью Т-408 стал гусеничный трактор Т-406 "Алёша" (который Попович, естественно). Обе модели были максимально унифицированы - имели общую кабину, капот, двигатель и элементы шасси.

Впервые гусеничные тракторы таких классов получили переднее агрегатирование. Т.е. была возможность навески сельскохозяйственного оборудования не только сзади, но и спереди.

У всех тракторов было уделено особое внимание комфорту тракториста. Новые кабины получили улучшенную звуко- и термоизоляцию, новое сиденье с подголовником, пересмотрена эргономика рабочего места с целью снижения энергозатрат.

В целом, Т-406 выглядел очень похоже, разве что пропорции немного отличались.

Его масса составляла 9,3 тонны, габаритные размеры - 5450х1950х2960 мм. Он мог двигатель с рабочими скоростям от 2,67 до 11,4 км/ч вперед и от 4 до 7,8 км/ч назад.

Вы также можете посмотреть олдскульный видеоролик, на котором увидите Т-406 в движении:

Самой тяжелой моделью в перспективном ряду стал Т-500 "Илюша" (1999 год). Его масса достигала 12 тонн (на тонну больше, чем Т-408), а габаритные размеры 6550х2250х3100 мм.



При этом он также оснащался тем же дизельным двигателем Д-461-13И мощностью 150 л.с., который позволял ему двигаться со скоростями от 4,6 до 17,9 км/ч вперед и от 4 до 6 км/ч - назад.

"Илюшу" много испытывали в боевых условиях. Он работал на угольном складе и разгребал песок в качестве тяжелого бульдозера.

Кстати, интересная особенность: дверь была только слева, и она не распахивалась, а приоткрывалась и сдвигалась вдоль кабины при помощи специального рычага. Интересно, насколько такое решение было практичным?

Посмотрите небольшой видеоролик испытаний трактора на угольном складе:

Существовала еще одна модель - это Т-407 "Алёша". К сожалению, информации по ней вообще никакой нет.

Т-407 имел аналогичную кабину, но немного другую форму капота. Предположу, что он стал следующим этапом развития прототип Т-406, ведь нёс то же имя собственное.

Интересно, что существовал также прототип колесной версии трактора - Т-407К. Выглядел он уж совсем страшненько и недоделанно.



Вероятно, конструкторы просто проверяли возможность использования созданной агрегатной базы под новую компоновку.

К сожалению, ни один из тракторов не дошел до серийного производства. Конец 1990-х годов оказался очень сложным экономическим этапом развития России.

Сам завод держался на плаву до 2011 года, после чего из-за накопившейся задолженности его признали банкротом.

Двумя годами позже был создан ООО "Завод Алтай трактор", который даже попытался возобновить производство Т-404. Но на начало 2018 года ООО «Завод Алтай Трактор» является малой компанией с уставным капиталом 20000 рублей и нулевой финансовой отчетностью за 2015 и 2016 годы...



Поделись!