Что сейчас делают на китайском автозаводе FAW, построенном с помощью СССР

Текст: Николай Марков
Фото автора и компании FAW

Вообще говоря, сегодня FAW (First Automotive Works, Первый автомобильный завод) – это не какой-то один автозавод, а преуспевающая государственная корпорация, являющаяся крупнейшим национальным производителем автомобильной техники. В ее состав входят три десятка дочерних компаний, среди которых есть автосборочные производства, заводы двигателей и комплектующих, станкоинструментальный завод, научно-исследовательские институты и свой испытательный центр…



Что сейчас делают на китайском автозаводе FAW, построенном с помощью СССР - Интересное

А начиналось все в далеком 1950-м, когда Центральный комитет компартии Китая утвердил план создания Первого автозавода, рассчитанного на выпуск 30 тысяч грузовиков в год. Местом его основания был выбран город Чанчунь, расположенный к северо-востоку от Пекина. Объектом производства стал советский ЗИС-150, техническая документация на который была безвозмездно получена от СССР в рамках договора о дружбе, союзе и взаимопомощи. Проектированием завода также занимались советские специалисты, а потому неудивительно, что он получился очень похожим на московский ЗИС.

Что сейчас делают на китайском автозаводе FAW, построенном с помощью СССР - Интересное

Первый китайский клон ЗИСа был торжественно собран 13 июля 1956 года под маркой Jiefang СА10 («Цзефан» – «освобождение»), которую грузовики FAW носят на внутреннем рынке до сих пор. А с 1958-го помимо модели СА10 с конвейера Первого автозавода стали сходить армейские грузовики Jiefang СА30, представляющие собой ни что иное, как советский ЗИЛ-157.

Что сейчас делают на китайском автозаводе FAW, построенном с помощью СССР - Интересное
Что сейчас делают на китайском автозаводе FAW, построенном с помощью СССР - Интересное

Тогда же в Чанчуне построили и первый легковой автомобиль, получивший марку Dongfeng («Дунфэн» – «ветер с Востока»). Правда, теперь этот бренд принадлежит совсем другой компании… С 1959-го Первый автозавод начал выпускать лимузины Hongqi («Хунцы» – «красное знамя»), очередное поколение которых и сегодня выполняет в Китае представительскую функцию и остается основным видом транспорта для генсека компартии республики. Впрочем, легковым моделям Первого автозавода мы посвятим скоро отдельный пост, а сегодня сконцентрируемся на грузовиках.

Что сейчас делают на китайском автозаводе FAW, построенном с помощью СССР - Интересное

В 1973 году следствием знакомства китайских инженеров с продукцией Белорусского автозавода стало создание 60-тонного карьерного самосвала Jiefang СА390.

Что сейчас делают на китайском автозаводе FAW, построенном с помощью СССР - Интересное

Первенцы завода продержались в производстве три десятка лет: лишь в 1986-м им на смену пришла принципиально новая генерация «капотников» Jiefang СА141. Пережив несколько модернизаций, последние выпускались вплоть до 2000-х годов и до сих пор иногда встречаются на улицах. Кстати, сборку частично или полностью скопированных грузовиков серии СА10 освоило множество других китайских предприятий. Их продукция носила не менее звучные марки – Qinghaihu («Цинхайху» – «синее море»), Qingdao («Циндао» – «зеленый остров»), Guangdong («Гуандун» – «просторный Восток»), Kaifeng («Кайфын» – одна из древних столиц Китая), Wujiang и Xiangjiang («Уцзян» и «Сянцзян» – крупные китайские реки)…

Что сейчас делают на китайском автозаводе FAW, построенном с помощью СССР - Интересное

В 1988-м в состав FAW влилась компания Jilin («Цзилинь») – крупный производитель легких грузовичков и микроавтомобилей. А в 1990-м FAW Group подписала соглашение о создании первого СП с Volkswagen AG. В этот же период времени линейка коммерческой техники кардинально расширилась за счет освоения среднетоннажных и тяжелых дизельных грузовиков бескапотной компоновки по лицензии Mitsubishi Fuso. А позднее к ним добавились малотоннажные модели по лицени Isuzu.

Что сейчас делают на китайском автозаводе FAW, построенном с помощью СССР - Интересное

Сегодня валовой объем производства заводов, входящих в группу FAW – почти 3 миллиона штук в год. Из этого числа порядка 80% приходится на легковые автомобили. Так, три завода в рамках СП с Volkswagen и Audi производят 1,3 миллиона автомобилей, еще три СП с Toyota – 600 тысяч машин, СП с Mazda – 130 тысяч. На собственных заводах в Чанчуне и Тяньцзине делается 400 тысяч «легковушек». Среднетоннажные и тяжелые грузовики выпускаются двумя заводами в Чанчуне и Циньдао; их суммарная мощность – 200 тысяч штук в год. Еще 200 тысяч малотоннажных грузовиков делают два завода в Харбине и Юньнане (последний – СП с GM). Наконец, в модельный ряд FAW входят еще и микрогрузовички: их выпускает завод в Цзили (150 тысяч штук в год ).



Что сейчас делают на китайском автозаводе FAW, построенном с помощью СССР - Интересное

При этом на тяжелом «грузовом» рынке Китая марка FAW Jiefang занимает третье место вслед за Howo и Shaanxi. Кстати, распределение грузовиков по регионам вообще очень интересное. Например, в том же Чанчуне за два дня я не встретил ни одного Shaanxi, а три Howo попались мне лишь однажды на стройплощадке у самой окраины города. Кругом – абсолютное доминирование техники FAW Jiefang! Зато в провинции Шеньси, говорят, все с точностью до наоборот.

Что сейчас делают на китайском автозаводе FAW, построенном с помощью СССР - Интересное

Легковой завод FAW в Чанчуне сравнительно новый – построен с нуля в 2005 году. Потому неудивительно, что он практически ничем не отличается от современных европейских предприятий: высокий уровень автоматизации, подвесные конвейеры, линии автоматической сварки, хорошая культура производства; в цехах светло и чисто. На единственной нитке конвейера, петляющей по всему сборочному цеху, собирают три наиболее востребованных модели «легковушек» под собственным брендом. В две смены здесь могут собирать до 200 тысяч машин в год.

Что сейчас делают на китайском автозаводе FAW, построенном с помощью СССР - Интересное
Что сейчас делают на китайском автозаводе FAW, построенном с помощью СССР - Интересное

На этом фоне грузовой завод в Чанчуне – гость из прошлого века, хотя и кардинально реконструирован практически в то же время. Сборочный цех с напольным конвейером более мрачный, а большинство сборочных операций выполняется вручную. Иначе выстроена и логистика: если на легковой конвейер комплектующие на каждый кузов подаются точно в срок, то напротив большинства сборочных постов грузового конвейера размещен собственный склад компонентов, «съедающих» значительную площадь. Да и уровень шума в цеху на порядок выше. Автоматизирована подача лишь некоторых элементов – например, колес и кабин с отдельного сборочного участка, скомпонованного на втором этаже.

Что сейчас делают на китайском автозаводе FAW, построенном с помощью СССР - Интересное
Что сейчас делают на китайском автозаводе FAW, построенном с помощью СССР - Интересное

В момент посещения по конвейеру завода шли только грузовики генерации J6, зато с самыми разнообразными вариантами колесных формул: 6х2, 4х2, 6х4, 8х4, 8х2… Машины более старой генерации J5, с которых начался экспорт автомобилей FAW в Россию в середине нулевых годов, держались в производстве до 2014-го.

Что сейчас делают на китайском автозаводе FAW, построенном с помощью СССР - Интересное
Что сейчас делают на китайском автозаводе FAW, построенном с помощью СССР - Интересное

Основная цветовая гамма грузовиков серии J6 – красный, желтый и графитовый, реже на конвейере встречались желтые и песочные кабины. Интересно, что официальные экспортные автомобили для России красят в отдельные цвета – оранжевый и серый: этот простой прием позволяет сразу распознать технику, ввезенную по серым сайтам.

Что сейчас делают на китайском автозаводе FAW, построенном с помощью СССР - Интересное
Что сейчас делают на китайском автозаводе FAW, построенном с помощью СССР - Интересное

Продолжение следует!



Поделись!