«Коробочки»: капотные автобусы на базе ГАЗ (ч.5)

Пятая статья из цикла о «коробочках» посвящена автобусам марки КАВЗ, которые строились на шасси ГАЗ-52, ГАЗ-53 и ГАЗ-3307. Ссылки на предыдущие части ищите в конце статьи.

Текст: Николай Марков, Денис Дементьев



Курганский автобусный завод, с 1992 г. – АК «КАВЗ», с 1999 г. – ОАО «КАВЗ», с 2005 г. – ООО «КАВЗ» / Курган

Замену устаревшему семейству КАВЗ-651А курганские конструкторы готовили с первой половины 1960-х. Первым из них планировался автобус модели КАВЗ-986 на шасси ГАЗ-52, однотипный с ПАЗ-671. Но дело с ним ограничилось постройкой всего одного опытного образца в 1961 году, поскольку базовое шасси страдало теми же «болячками», что и ГАЗ-51И (было слабым для автобуса, работающего на сельских дорогах), да к тому же не выпускалось серийно.

«Коробочки»: капотные автобусы на базе ГАЗ (ч.5) - Интересное

Тогда в качестве базы для перспективных моделей был принят грузовик ГАЗ-53Ф с длинной колесной базой (3700 мм вместо 3300 мм у шасси ГАЗ-51И и ГАЗ-52). Такой автобус сначала получил рабочий индекс КАВЗ-987, который в процессе создания машины заменили на КАВЗ-685. В расчете на габариты длиннобазного шасси соответствующим образом пришлось удлинить и кузов. Однако довольно скоро стало очевидно, что полумерами (заменой одного лишь шасси) улучшить потребительские качества автобуса с прежним типом кузова не получается, и в итоге для КАВЗ-685 был создан новый, более просторный, светлый и теплый кузов.

«Коробочки»: капотные автобусы на базе ГАЗ (ч.5) - Интересное

После нескольких лет доводки конструкция КАВЗ-685 окончательно сформировалась к концу 1960-х. Однако начатая в 1968 году реконструкция завода затянулась. Первые товарные машины новой модели появились только в июне 1971 года. А поточный выпуск КАВЗ-685 и вовсе удалось наладить лишь с августа 1973-го. Специально для этих автобусов Горьковский автозавод организовал выпуск шасси ГАЗ-53А-1040 с двухконтурной тормозной системой и задней подвеской с четырьмя амортизаторами, благодаря чему по уровню пассивной безопасности автобусы КАВЗ-685 оказались на голову выше большинства «ремзаводовских» аналогов того времени. Несмотря на увеличенную длину кузова, вместимость КАВЗ-685 по сравнению с КАВЗ-651Б изменилась не сильно – мест для сидения стало 21 вместо 20, а для стояния 7 вместо 5: практически вся прибавка в габаритах пошла на увеличение шага сидений (то есть на улучшение комфорта).

«Коробочки»: капотные автобусы на базе ГАЗ (ч.5) - Интересное

Интересно, что новые курганские «коробочки» с самого начала могли пойти в производство с оригинальным оперением передка с четырехфарной системой освещения: такой автобус, получивший индекс КАВЗ-685В, был создан еще в 1971 году. Но полет фантазии конструкторов был безапелляционно прерван «сверху»: сельскому автобусу излишества ни к чему!

«Коробочки»: капотные автобусы на базе ГАЗ (ч.5) - Интересное

Вслед за базовой моделью в производство пошли модификации новой «коробочки». В конце 1973-го по заказу Госбанка СССР был создан 3-тонный фургон для перевозки ценностей (с 3-местной кабиной, 2-местным караульным помещением в задней части и изолированным грузовым отсеком посередине кузова). Для эксплуатации в соответствующих климатических районах страны выпускались северный КАВЗ-685Б и южный КАВЗ-685Ю, а для горной местности был разработан КАВЗ-685Г с закрытой системой охлаждения, электродинамическим тормозом-замедлителем и противооткатным (горным) упором. Версии КАВЗ-685Э и КАВЗ-685Т, официально получившие имя «Тобол», разрабатывались для экспорта в страны с умеренным и тропическим климатом. Для экспортных рынков также разрабатывался и дизельный автобус КАВЗ-685Д, не вышедший из стадии опытных образцов.

«Коробочки»: капотные автобусы на базе ГАЗ (ч.5) - Интересное

Начало 1980-х годов ознаменовалось выпуском двух юбилейных экземпляров КАВЗ-685: сначала в 1981-м с конвейера сошел 100-тысячный автобус конкретно этой модели, а годом позже был собран 200-тысячный автобус курганского производства. Тогда же «шестьсот восемьдесят пятый» подвергся модернизации, после которой получил новый индекс КАВЗ-685М. Эта модель отличалась повышенным ресурсом до капремонта (с 280 до 300 тыс. км) и улучшенными условиями работы водителя (новое сиденье, обдув боковых окон кабины). С начала 1983 года на КАВЗ стали поступать модернизированные шасси ГАЗ-53-12-1040, благодаря которым «эмки» стало возможным отличить внешне от более старых автобусов по прямоугольной облицовке радиатора вместо трапециевидной. Тогда же КАВЗ-685М стали комплектоваться аварийно-вентиляционным люком в крыше. Северная модификация КАВЗ-685М получила индекс КАВЗ-685С (первый опытный образец собран в 1983 году, серийный выпуск велся в 1986-1987 гг.).



«Коробочки»: капотные автобусы на базе ГАЗ (ч.5) - Интересное

Более серьезный перечень изменений – оригинальная панель приборов, тормозная система повышенной эффективности, закрытая система охлаждения, новое основание кузова, новый маршрутоуказатель и т.д. – вобрала в себя «коробочка» образца 1986 года, получившая новый отраслевой индекс КАВЗ-3270. Освоение ее оригинальных узлов шло поэтапно в течение 1986-1987 гг., поэтому внешний вид автобусов менялся от партии к партии. Тем же образом переименовали и все модификации: северный вариант стал называться КАВЗ-327001, горный – 3270-012, а экспортные – 327006 (для умеренного климата) и 327007 («тропик»). Также в 1988 году в производство пошел газобаллонный автобус КАВЗ-32703 на шасси ГАЗ-53-19-040, использующий в качестве топлива сжиженный нефтяной газ. Начиная с 1988 года, эти автобусы оснащались еще и «дворниками» новой конструкции – так называемого пантографного типа, с верхним креплением поводков.

«Коробочки»: капотные автобусы на базе ГАЗ (ч.5) - Интересное
«Коробочки»: капотные автобусы на базе ГАЗ (ч.5) - Интересное
«Коробочки»: капотные автобусы на базе ГАЗ (ч.5) - Интересное

К концу 1980-х годов на заводе озаботились созданием преемника устаревшей «коробочке», которая по внутренней высоте салона не соответствовала ратифицированному Советским Союзом правилу ЕЭК ООН № 36. Курганцы хотели взяться за разработку принципиально новой машины вагонной компоновки, однако из Минавтопрома спустили директиву создать соответствующий новым требованиям «капотник», унифицированный с ПАЗ-3205. В итоге в металле было воплощено несколько опытных образцов таких автобусов, получивших марку КАВЗ-3290 и КАВЗ-3974. Самый первый из них отличался оригинальным оперением с интегральным (заходящим на крылья) капотом, последующие имели стандартное оперение от ГАЗ-3307, а у самых поздних версий отсутствовала отдельная водительская дверь.

«Коробочки»: капотные автобусы на базе ГАЗ (ч.5) - Интересное

Однако дальнейшего развития эта тема не получила: во время показа новинки министру автомобильного транспорта Пугину тот отозвался о ней крайне негативно и порекомендовал заводчанам осваивать у себя перспективный ПАЗ-3205 «в чистом виде». Но поскольку организация производства «пазика» требовала колоссальных затрат на изготовление огромного числа штампов, в министерстве курганцам в итоге дали «добро» на самостоятельную разработку вагонного автобуса с кузовом модульной конструкции (будущее семейство КАВЗ-3275).

«Коробочки»: капотные автобусы на базе ГАЗ (ч.5) - Интересное

А между тем в 1991 году истекал срок действия технических условий на КАВЗ-3270, продлить которые по вышеназванным причинам было нельзя. Выход из ситуации был найден главным конструктором КАВЗа И.Ф.Басовым: в ГОСТах того времени существовало понятие «специальный автобус», однако не было никакой расшифровки этого термина, а соответственно отсутствовали и требования к машинам такого типа. В результате фактически та же самая «коробочка» в октябре 1990-го была оформлена как «специальный автобус» и со следующего года продолжила выпускаться под новым индексом КАВЗ-3271.

«Коробочки»: капотные автобусы на базе ГАЗ (ч.5) - Интересное

По той же схеме в том же 1991 году путевку в жизнь получила и «коробочка» КАВЗ-3976, представлявшая собой сочетание шасси ГАЗ-33074-1010 и пассажирского кузова от КАВЗ-3271. Что касается модификаций «семьдесят первой» машины, то они остались точно такими же, как у КАВЗ-3270, лишь в их обозначении четвертая цифра изменилась с нуля на единицу (единственным исключением стал газобаллонный автобус, который получил новый индекс КАВЗ-32711). Выпуск семейства КАВЗ-3271 был свернут в 1993 году в связи со снятием с производства базовых грузовиков ГАЗ-53-12.

«Коробочки»: капотные автобусы на базе ГАЗ (ч.5) - Интересное

В девяностых «коробочки» уже перестали быть монополистами конвейеров КАВЗа – в разное время заводом мелкосерийно выпускались и оригинальные вагонные автобусы серии КАВЗ-3275, и «вахтовки» на шасси Урал, и даже городские «Икарусы»! Однако именно капотные автобусы семейства КАВЗ-3976 оставались основой производственной программы предприятия вплоть до 31 декабря 2007 года, когда сборочный цех покинула последняя «коробочка».

«Коробочки»: капотные автобусы на базе ГАЗ (ч.5) - Интересное

За 17 лет производства серия 3976 обросла десятками модификаций. В числе первых были освоены северная 397601 и газобаллонная 39761 (1991), люксовая 3976-013 и дизельная 39768 с японским силовым агрегатом Hino (1993), грузопассажирская 3976-014, упрощенная сельскохозяйственная 3976-015 и северная грузопассажирская 397601-014 (1994). В том же 1994-м после долгого перерыва на КАВЗе вновь вспомнили про автолавки, разработав соответствующий вариант автобуса 3976: вместо первых двух окон по правому борту он имел витрину с откидным прилавком, а в неотгороженном от кабины салоне размещались стеллажи для товара, двухместное сиденье для продавцов и столик.



«Коробочки»: капотные автобусы на базе ГАЗ (ч.5) - Интересное

Из моделей, так и не пошедших в серию, можно отметить созданный еще в 1987 году горный автобус КАВЗ-39762 на шасси ГАЗ-4301 с дизельной «шестеркой» воздушного охлаждения ГАЗ-542.10. Хотя позже, в середине 1990-х, оснащенные «газовскими» дизелями (правда, 4-цилиндровыми) «коробочки» КАВЗ-39763 не только добрались до конвейера, но на некоторое время (1996-1998 гг.) едва ли не вытеснили из производства традиционные карбюраторные модели – как раз в этот период времени ОАО «ГАЗ» остановило выпуск бензиновых грузовиков, поэтому курганцам пришлось самостоятельно устанавливать карбюраторные двигатели на автобусные шасси. А в ноябре 1998-го на КАВЗе вообще приняли решение о налаживании самостоятельной сборки автобусных шасси с карбюраторными двигателями ЗМЗ-511.10 по лицензии ОАО «ГАЗ». Сборка же автобусов с дизелями марки ГАЗ в том же году была прекращена. В 2000-х годах в линейке КАВЗов вновь появились автобусы с индексом 39763, но то были уже машины с более популярными дизелями Д-245 Минского моторного завода.

«Коробочки»: капотные автобусы на базе ГАЗ (ч.5) - Интересное

В 1994 г. дебютировали «коробочки» с удлиненными колесной базой (с 3,77 до 4,55 м) и задним свесом кузова: общая пассажировместимость таких автобусов увеличилась до 34 человек при 29 местах для сидения, а длина – до 8,26 м. Версия с карбюраторной «восьмеркой» ЗМЗ получила индекс КАВЗ-39765, а с турбодизельной «четверкой» Hino – КАВЗ-39767 (позже этот же индекс присвоили и модификациям с дизелем ММЗ).

«Коробочки»: капотные автобусы на базе ГАЗ (ч.5) - Интересное

Однако широкое распространение «длиннобазники» получили лишь в последние годы производства благодаря школьной модификации КАВЗ-39765-023-01, массово поставлявшейся в российские регионы в рамках нацпроекта «Образование».

«Коробочки»: капотные автобусы на базе ГАЗ (ч.5) - Интересное

Самое интересное, что опыты курганцев по удлинению «коробочек» не ограничились восемью метрами: практически одновременно с «семьсот шестьдесят пятой» моделью был разработан КАВЗ-39769 длиной без малого 9,2 м, в салоне которого удалось разместить сиденья аж для 32 пассажиров! Поскольку полная масса этой машины в сравнении с КАВЗ-39765 увеличилась на тонну, для нее пришлось использовать более тяжелое шасси ГАЗ-4301. Опыт эксплуатации таких монстров быстро показал недостаточную прочность надставленной рамы, лопающейся и закручивающейся «винтом» при езде по разбитым дорогам. Да и с маневренностью у КАВЗ-39769 были очевидные проблемы, поэтому общий тираж этих автобусов не превысил полутора десятков экземпляров, разошедшихся по автохозяйствам Курганской области.

«Коробочки»: капотные автобусы на базе ГАЗ (ч.5) - Интересное

Автобусы семейства 3976 последних лет выпуска имели ряд серьезных отличий от своих «однофамильцев» образца 1990-х. Так, в связи с ужесточением сертификационных требований по документам они уже не имели права перевозки стоячих пассажиров и оснащались не более чем четырьмя местами для сидения в последнем ряду для беспрепятственного доступа к аварийной двери в задней стенке кузова. Вместимость всех исполнений длиннобазных автобусов также была откорректирована в сторону уменьшения до 22 человек. Кроме того, школьные модели, а также версии, предназначенные для маршрутных перевозок, получили антиблокировочную систему тормозов.

«Коробочки»: капотные автобусы на базе ГАЗ (ч.5) - Интересное

Наконец, под занавес производства «коробочек» в 2003 г. КАВЗ освоил еще и полноприводную модификацию на шасси ГАЗ-3308 «Садко» с односкатной ошиновкой, которая получила собственный индекс 39766. Ну а 31 декабря 2007 г. выпуск капотных автобусов на Курганском автобусном заводе был полностью прекращен.

«Коробочки»: капотные автобусы на базе ГАЗ (ч.5) - Интересное

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!!! Предыдущие части статьи о капотных автобусах на шасси ГАЗ можно посмотреть по этим ссылкам:



ЧАСТЬ 1 (автобусы заводов: ГЗА, Аремкуз, ТАРЗ №3, КАГ, 101 ЦАРЗ, РЗАК)
ЧАСТЬ 2 (автобусы завода ПАЗ)
ЧАСТЬ 3 (автобусы заводов: Борисовский АРЗ, Щекинский ДОК, Автоагрегатный завод «Уралец», Луганский АРЗ, ЦАРМ Сочинского автотреста)
ЧАСТЬ 4 (автобусы КАВЗ на шасси ГАЗ-51И и ГАЗ-63Е)



Поделись!