Первый частный автозавод в СССР: вспоминаем о проекте «Автокам-Рейнджер»

Первый частный автозавод в СССР: вспоминаем о проекте «Автокам-Рейнджер» - Интересное

Три десятка лет назад в нашей стране случилась одна из первых «частных» (в смысле – негосударственных) попыток наладить автомобильное производство: промышленная ассоциация «Автокам» надумала производить и продавать автомобиль под названием Ranger («Рейнджер»). Тогда об этом много писали. Как теперь известно, попытка окончилась неудачей. И об этом тоже были многочисленные публикации – уже в наше время. Мы немного дополним предыдущие публикации сохранившимися архивными бумагами и фотографиями. Предыстория этого проекта лежит в середине 80-х годов прошлого века. Существовала тогда в Англии компания Rickman. Она была основана двумя братьями, которые прежде занимались изготовлением мелкосерийных мотоциклов. Но однажды братья Рикман решили выйти на британский рынок кит-каров, то есть автомобилей, что продавались в виде комплектов для самостоятельной сборки. В тамошних условиях подобная покупка была весьма выгодной, поскольку обходилась дешевле, чем комплектный автомобиль, да еще покупатель не платил некоторые налоги.

Первый частный автозавод в СССР: вспоминаем о проекте «Автокам-Рейнджер» - Интересное

Если верить фирменному «рикмановскому» проспекту, концепция подобного автомобиля, названного Ranger, появилась в 1986 году. Небольшое замечание по поводу: обычно набор деталей и узлов в ящике с кит-каром содержал все необходимое для самостоятельной сборки автомобиля. Однако в случае с Ranger все было немного не так: покупатель получал только сваренную из прямоугольных труб оцинкованную раму и пластиковый кузов с остеклением. А где же ему брать остальное: мотор, коробку передач, мосты, колеса? В заброшенном сарае! Авторы проекта Ranger считали, что будущий покупатель найдет ржавый дедушкин Ford Escort первой или второй серий (тот, что имел классическую компоновку) или купит «на запчасти» Ford Cortina образца 1970 года, разберет и использует узлы и агрегаты для сборки «Рейнджера». Тот же проспект уверял, что для сборки автомобиля достаточно будет сотни рабочих часов, а некий покупатель якобы собрал машину всего за десять недель, работая по вечерам и выходным. Слабо верится, особенно если учесть, сколько времени нужно, чтобы «побороть» закисшие и приржавевшие болты старого «Форда».



Первый частный автозавод в СССР: вспоминаем о проекте «Автокам-Рейнджер» - Интересное
Первый частный автозавод в СССР: вспоминаем о проекте «Автокам-Рейнджер» - Интересное

Тем не менее, к началу 1990-х годов Rickman предлагал аж пять вариантов кузовов! На последней странице фирменного проспекта все они четко обрисованы: короткобазный закрытый трехдверный Ranger Saloon, его же вариант со складным мягким верхом – Convertible, более вместительный – длиннобазный Space Ranger, «дача на колесах» – Ranger Motorhome, а для любителей спортивного стиля – трехдверное купе Metisse Sports Saloon. Но самой популярной была короткая «трехдверка».

Первый частный автозавод в СССР: вспоминаем о проекте «Автокам-Рейнджер» - Интересное

Кто именно из тогдашних советских предпринимателей выбрал рикмановскую «самоделку» за объект производства (а это была именно «самоделка», если говорить прямо), сегодня сказать уже невозможно. Но одно можно сказать с уверенностью: тот, кто это сделал, меньше всего думал о реальном производстве автомобилей. Тем не менее, чудо-проект всячески рекламировался, как «… широко распахнутые двери в европейское и мировое научно-техническое сообщество».

Первый частный автозавод в СССР: вспоминаем о проекте «Автокам-Рейнджер» - Интересное

Если верить публикациям того времени, годовая производительность нескольких заводов ассоциации «Автокам» должна была составить 50-100 тысяч машин в год. По меркам «нормальной» автомобильной фирмы 100 тысяч машин в год – это немного. Но заводы ассоциации «Автокам» к таковым явно не относились. И если производство рам и кузовов еще можно было как-то освоить на отечественных предприятиях (что и было в итоге сделано, хоть и совсем не в таких количествах), то как и где собирались предприниматели закупать по 100 тысяч комплектов узлов и агрегатов? Ведь Ranger был спроектирован под использование деталей от старых «Фордов», на тот момент уже снятых с производства. Об этом история умалчивает… И вряд ли европейский филиал концерна Ford заложил в свои производственные планы еще и потребности английской компании FSV International, которой принадлежали права на Riсkman Ranger. Боимся, что «фордовцы» даже не слышали о такой компании! Так что надежного поставщика всех узлов и агрегатов для проекта «Автокам-Рейнджер» не просто не было, но даже не предвиделось.

Первый частный автозавод в СССР: вспоминаем о проекте «Автокам-Рейнджер» - Интересное

И когда англичане привезли в СССР первые партии узлов и агрегатов, обнаружились серьезные проблемы. Наши сборщики даже составили «Замечания по конструкции автомобиля, его узлов и качества комплектующих». На двух машинописных страничках сухо перечислены выявленные «косяки» зарубежного контрагента. Главное – отсутствовала необходимая документация. Многие узлы и агрегаты оказались очень сильно «б/у». Обнаружился и разнобой в крепеже: часть болтов и гаек была метрической, а другая часть – дюймовой. Некоторые элементы, в частности панели приборов, требовали подгонки «по месту», невозможно было отрегулировать навеску дверей… Собственно, вот те две странички: можете изучить самостоятельно. Весьма увлекательное чтиво!

Первый частный автозавод в СССР: вспоминаем о проекте «Автокам-Рейнджер» - Интересное
Первый частный автозавод в СССР: вспоминаем о проекте «Автокам-Рейнджер» - Интересное

Правда, интересные машинки должны были получиться на выходе? Но и это еще не все. По условиям сертификационных испытаний один из собранных «Автокамов» отправили на Автополигон НАМИ, где финальным аккордом его подвергли трем краш-тестам. Сперва стукнули передком об бетонный куб: по требованиям того времени – без смещения, на скорости 56 км/ч. Вот кадры оттуда:

Первый частный автозавод в СССР: вспоминаем о проекте «Автокам-Рейнджер» - Интересное
Первый частный автозавод в СССР: вспоминаем о проекте «Автокам-Рейнджер» - Интересное
Первый частный автозавод в СССР: вспоминаем о проекте «Автокам-Рейнджер» - Интересное

Деформация передка при этом оказалась минимальной, лишь пластиковые крылья лопнули. Почему? Да потому что тот, кто проектировал раму «Рейнджера», и не думал ни о каких краш-тестах и зонах программируемой деформации. Хорошо, что в салон не посадили манекены, ибо уровни замедления по датчикам, закрепленным внутри, оказались такими, что у них, того и гляди, головы бы поотлетали! Как образно выразился один из инженеров полигона: «В этом автомобиле вы можете пристегиваться ремнями, а можете не пристегиваться: в первом случае ваш труп будет целым, а во втором – с колото-резаными ранами». После фронтального удара тот же самый экземпляр «Рейнджера» ударили специальной тележкой-тараном сзади, потом той же тележкой сбоку, а под конец раздавили прессом, проверив прочность крыши. Кадры тех испытаний у нас тоже есть:

Первый частный автозавод в СССР: вспоминаем о проекте «Автокам-Рейнджер» - Интересное
Первый частный автозавод в СССР: вспоминаем о проекте «Автокам-Рейнджер» - Интересное
Первый частный автозавод в СССР: вспоминаем о проекте «Автокам-Рейнджер» - Интересное

Авантюра – она и есть авантюра, и закончилась закономерно. Заводы по сборке «Рейнджеров» в СССР, едва успев начать работу, столкнулись со вполне закономерными перебоями в поставке комплектующих. Из предоплаченной тысячи комплектов английский партнер не прислал даже сотни и тихо «слился». Его, к чести британской правоохранительной системы, не только нашли, но даже потом «закрыли», но ассоциации «Автокам» от этого обстоятельства уже было ни горячо, ни холодно. Конструкцию автомобиля пришлось переделать под отечественные комплектующие. После этого проект «Рейнджера» продержался на плаву еще несколько лет, но больше «не взлетел». Предполагаем, что история превращения «Рейнджера» в похожий с виду автомобиль с агрегатами от ижевского «Москвича» многим из наших читателей знакома. А если нет – оставляйте заявки в комментариях: нам не сложно рассказать и об этом.





Поделись!