В середине 1960-х одно из сильнейших в стране автомобильных конструкторских бюро, на Заводе имени Лихачева работало над созданием вездехода нового поколения, с электрической трансмиссией.

Уникальный «Электроход» ЗИЛ-135Э

Что бы не создавать с нуля всю машину, за основу взяли полноприводное шасси ЗИЛ-135, этот грузовик с четырьмя ведущими осями на тот момент был совершенно новым, его производство началось в 1963 году. Тем самым, задача сводилась к разработке новой, электрической трансмиссии для «ЗИЛ-135К», которой, в перспективе, можно было оснащать уже существующий грузовик.

У обычного «ЗИЛ-135К» с механической трансмиссией есть два двигателя, которые приводят в движение колёса своего борта. Существующую схему решили сохранить и в электрическом варианте. За кабиной водителя находились два карбюраторных двигателя «ЗИЛ-375», по 180 л.с. каждый, установленные по правой и левой стороне. Каждый из двигателей приводил в движение генератор мощностью 120 кВт, дававший энергию для четырех колёс, по своему борту.

Уникальный «Электроход» ЗИЛ-135Э

Каждое из восьми колёс грузовика было со своим электромотором и редуктором. Такая конструкция была сложнее, чем привод всех колёс от одного бортового мотора, через редукторы, но значительно повышала живучесть машины, в случае отказа даже половины мотор - колёс, машина не становилась обездвиженной.

Уникальный «Электроход» ЗИЛ-135Э

В процессе работы тяговые электромоторы сильно греются, поэтому инженерам пришлось создать систему охлаждения. Она была воздушной, с центробежным нагнетателем воздуха, системой его охлаждения и рукавами - воздухопроводами к каждому из колёс.

Уникальный «Электроход» ЗИЛ-135Э

Как и у обычного «ЗИЛ-135К», у электрической версии передняя и задняя ось сделаны управляемыми, а вот от подвески как таковой поначалу инженеры вообще отказались. Впоследствии, в ходе одной из модернизаций всё же оснастили управляемые оси торсионной, по сути, вернув назад «родную» подвеску.

Уникальный «Электроход» ЗИЛ-135Э

Поначалу вездеход пришлось обуть в тракторные шины Я-175А, размером 15.00-30, потому как ни одни из существовавших в СССР автомобильных покрышек не подходили под такой размер дисков. Колёсные диски, кстати, были сделаны из стеклопластика.

Уникальный «Электроход» ЗИЛ-135Э

Такое странное решение было обусловлено требованием снижения веса, как всей конструкции в целом, так и самих колёс в особенности. Новые широкопрофильные шины сделали позже, но диски по-прежнему остались стеклопластиковыми. Четырёхместная кабина грузовика тоже была из стеклопластика, с обратным наклоном ветрового стекла, словно нависающей над передней частью машины.

Уникальный «Электроход» ЗИЛ-135Э

В последних числах октября 1965 года «Электроход» был собран. Начались его испытания, сначала в подмосковных Бронницах, а затем в разных частях страны, в том числе в предгорьях Памира и в песках Узбекистана.

Уникальный «Электроход» ЗИЛ-135Э

Всего в ходе испытаний «ЗИЛ-135Э» проехал около 30 тыс. километров, большая часть которых приходилась на бездорожье разной степени тяжести.

Уникальный «Электроход» ЗИЛ-135Э

Одновременно с «Электроходом» испытывали так же «ЗИЛ-135ЛН», с гидромеханической трансмиссией. По результатам испытаний электрическая версия показала себя более эффективной в плане использования мощности двигателей, в некоторых случаях более экономичной, менее склонной к перегреву в жарком климате и не такой требовательной в плане обслуживания. К тому же, в массовом производстве «Электроход» оказался бы дешевле своего собрата с гидромеханикой.

Уникальный «Электроход» ЗИЛ-135Э

Судьба прошедшего всесторонние испытания и практически готового к производству вездехода была аналогичной множеству подобных советских разработок. Высокое руководство посчитало, что выпускать его нецелесообразно. В итоге, «ЗИЛ-135Э» так и остался опытным образцом, хотя ряд технических решений позже был внедрен в тяжелых карьерных самосвалах. Сама машина уцелела до наших дней, её можно увидеть в музее, в селе Ивановское.

Спасибо за лайк, не забудьте подписаться на этот канал.
Фото и иллюстрации взяты из общедоступных источников и принадлежат их авторам.
Я на Drive2.ru и в Телеграм

Следующее: Самодельный вездеход на базе УАЗ, который не может утонуть
Предыдущее: Дебют кроссовера Haima: уж больно похож на Santa Fe

Подпишись на нас:
ПОДЕЛИСЬ!